Международная комиссия по радиологической защите представила для обсуждения проект новой публикации
Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ, ICRP), являющаяся независимой неправительственной организацией, подготовила проект публикации «Радиологическая защита населения и окружающей среды в случае крупной ядерной аварии». Данный проект является обновленной версией публикаций МКРЗ 109 и 111 и представлен для публичного обсуждения. Эта публикация определяет временные рамки для защиты людей и окружающей среды в случае крупных ядерных аварий, опираясь на опыт Чернобыля и Фукусимы.
В Публикации 103 МКРЗ (рекомендации 2007 г.), переведенной на русский язык, описаны общие принципы системы радиационной защиты при трех типах ситуаций облучения: планируемого, аварийного, существующего.
Для ситуаций существующего облучения, в частности, для ситуации облучения в отдаленный период после аварии на Чернобыльской АЭС, руководством по применению рекомендаций по защите лиц, проживающих на территориях долгосрочного загрязнения в результате ядерной или радиационной аварийной ситуации, является Публикация 111 МКРЗ (2009 г.), специальный, свободно распространяемый выпуск которой издан также сразу после аварии на АЭС «Фукусима-1». МКРЗ рекомендует для ситуаций существующего облучения устанавливать референтный (контрольный) уровень в диапазоне 1–20 мЗв/год и считает, что, как правило, нет необходимости превышать уровень 10 мЗв/год.
Долгосрочной целью в ситуациях существующего облучения является оптимизации защиты и постепенное снижение уровней облучения людей, живущих на загрязненных территориях в течение длительного времени, до значений порядка 1 мЗв в год.
В подготовленных МКРЗ рекомендациях также отмечается, что в процессе поставарийной реабилитации индивидуальный образ жизни становится ключевым фактором контроля доз облучения. Роль властей заключается в том, чтобы обеспечить условия и средства для обмена опытом и информацией, чтобы люди могли принимать обоснованные жизненно важные решения и развивать радиологическую культуру. МКРЗ рекомендует властям привлекать ключевые репрезентативные заинтересованные стороны для участия на всех этапах управления аварийной ситуации и восстановления.
Справочно.
В соответствии со ст 5. Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» проживание и трудовая деятельность населения на территории радиоактивного загрязнения не требуют каких-либо ограничений, если средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв над уровнем естественного и техногенного радиационного фона. При превышении дозы облучения 1 мЗв проводятся защитные мероприятия. При снижении этого показателя до значений в интервале от 1,0 мЗв до 0,1 мЗв защитные мероприятия не отменяются, при дозе менее 0,1 мЗв защитные мероприятия не проводятся.