От теории – к практике
Вовлечение населения в процесс реабилитации. Ревизия наработок и перспективы
В течение первых двух десятилетий лет после чернобыльской катастрофы в отношении пострадавших территорий как со стороны государства, так и международного сообщества проводилась протекционистская политика, основу которой составляли защитные меры. Ее результатом стала стабилизация социально-экономической обстановки на пострадавших территориях, управляемость постчернобыльской ситуацией.
Вместе с тем, такая политика сформировала потребительскую позицию как пострадавших районов, так и местного населения, комплекс «жертвы Чернобыля», что отмечается в публикациях ведущих международных организаций, посвященных постчернобыльской ситуации в Республике Беларусь в начале 2000-х годов, в частности ООН и Всемирного Банка.
В этой связи развитие социальной активности населения в отношении личного участия в процессе возрождения пострадавших территорий является наиболее сложной задачей информирования, поскольку связана с изменением менталитета, перехода от позиции пострадавшего, к позиции созидателя. Такой переход занимает длительное время, требует новых форм и методов работы, в том числе в программно-целевом планировании.
Возможность вовлечения населения в процесс улучшения условий жизни на пострадавших территориях доказала на практике международная Программа «Сотрудничество для реабилитации условий жизни в пострадавших от чернобыльской катастрофы районах Беларуси» (CORE), которая выполнялась с 2003 по 2008 годы в 4-х районах: Брагинском, Чечерском, Славгородском и Столинском. Приоритет в разработке и реализации проектов и мероприятий был отдан местной инициативе.
Департамент и РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь использовали опыт CORE при подготовке концепции новой государственной чернобыльской программы на 2011 – 2015 гг. и период до 2020 года.
Участие и роль молодежи в постчернобыльской реабилитации.
По результатам семинаров-консультаций с различными категориями специалистов 21 наиболее пострадавшего района (руководство райисполкомов, специалисты системы образования, главные врачи центральных районных больниц, местные СМИ, руководители центров практической радиологической культуры), проведенных БОРБИЦ по поручению Департамента в 2009 году, проблема закрепления молодых специалистов обозначена как один из самых существенных факторов, сдерживающих процесс возрождения.
В настоящее время представление ВУЗовской молодежи о пострадавших районах формируется спонтанно, и объективной картины о человеческом, природном, культурном потенциале пострадавших территорий, возможностях профессионального роста студенты не получают. С другой стороны, современные увлечения молодежи способствуют укоренению мифов о Чернобыле, не имеющих ничего общего с действительностью (пример – популярная компьютерная игра «Сталкер», основная суть которой – борьба с монстрами в чернобыльской зоне). В этой связи БОРБИЦ приступил к целевой работе с молодежью ВУЗов и ССУЗов республики по формированию общей радиоэкологической культуры, адекватного отношения к радиационному риску, демонстрации реальной современной жизни в пострадавших районах, хода выполнения успешных проектов возрождения пострадавших территорий. Эта работа уже ведётся. Ею охвачены те высшие и специальные учебные заведения страны, выпускники которых чаще всего оказываются распределенными в пострадавшие районы.
Информационное взаимодействие и обмен опытом адресной реабилитации – на современный уровень
В ходе выполнения Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства реализован ряд мероприятий для развития работ по информированию и просвещению населения по чернобыльской тематике, формирования практической радиологической культуры жителей пострадавших от чернобыльской катастрофы районов. Одним из них стало создание 19 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» в учреждениях образования районов Гомельской и Могилевской областей. Всего же в настоящее время в пострадавших районах действует более 50 центров, клубов, кабинетов и других местных информационных структур, участвующих в формировании радиологической культуры населения, которые созданы в рамках различных программ и проектов.
В 2009 году БОРБИЦ по поручению Департамента разработал и поставил в 21 наиболее пострадавший район и облисполкомы трех наиболее пострадавших областей (Гомельской, Могилевской и Брестской) комплексный информационный ресурс по чернобыльской тематике – электронный справочник, в котором содержатся различные материалы, подобранные с учетом особенностей каждого района: от нормативных правовых актов до обучающих видеофильмов об особенностях проживания на загрязненных радионуклидами территориях. Ресурс будет регулярно обновляться как централизованной рассылкой новых материалов, так и по отдельным целевым запросам ответственных специалистов указанных районов, с которыми поддерживается оперативная связь. Предусмотрено постепенное подключение к этой работе РНИУП «Институт радиологии» и его филиалов, других заинтересованных научных и учебных организаций, Департамента.
Вместе с тем, основной проблемой в деятельности упомянутых местных информационных структур является их разобщенность. Чтобы системно подойти к решению данной проблемы, БОРБИЦ разработал в конце 2009 года Положение о дистанционном консультировании специалистов районного уровня по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, а с 2010 года приступил к практической отработке взаимодействия местных информационных структур и ресурсов пострадавших районов по формированию радиологической культуры между собой.
Упорядочивание и систематизация деятельности местных чернобыльских информационных структур будет производиться поэтапно. В 2010 году в этой работе были задействованы информационно-методические кабинеты «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности», информационные точки Администрации зон отчуждения и отселения, а также специалисты райисполкомов, ответственные за комплексный чернобыльский информационный ресурс.
Капитализация накопленного опыта управления постчернобыльской ситуацией
Через более четверти века после чернобыльской катастрофы созрели условия для капитализации и систематизации накопленного Республикой Беларусь опыта преодоления ее последствий. Этот опыт (прежде всего – связанный с адресной радиологической и социально-экономической реабилитацией хозяйств, населенных пунктов) востребован пострадавшими районами как отправная точка, информационная и профессиональная основа для планирования дальнейших действий по возрождению пострадавших территорий.
Работа ведется здесь в направлении создания в БОРБИЦ по поручению Департамента единого фонда материалов по чернобыльской тематике на базе собственной мини-библиотеки. Вызвано это тем, что картографическая, научно-практическая, информационно-просветительская, учебная, правовая, документальная, публицистическая, художественная (включая фильмы), фотографическая и др. информация, касающаяся чернобыльской проблематики, находится в различных организациях, порой в единичном экземпляре. Систематизация материалов и создание единого фонда позволит сберечь накопленный Республикой Беларусь за почти четверть века опыт, который может иметь важное значение как в нашей стране, например, при возрождении пострадавших территорий и строительстве АЭС, так и в других странах мира, население которых сталкивается или может столкнуться с последствиями чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными катастрофами.
Реальная жизнь в пострадавших районах. Местные новости – на республиканский уровень
Непосредственным вкладом БОРБИЦ в формировании адекватного восприятия пострадавших территорий населением Республики Беларусь является организация с 2009 года трансляции местных новостей из «чернобыльских» районов на республиканский уровень через информационный электронный журнал «Возрождаем родную землю» и белорусский раздел сайта РБИЦ rbic.mchs.gov.by. Трансляция местных новостей на республиканском уровне также способствует удовлетворению неослабевающего интереса к событиям в пострадавших районах переселенцев, которые покинули родные места в процессе ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Демонстрация усилий государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы
Белорусское государство прилагает беспрецедентные усилия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, решая в основном собственными силами экологическую проблему мирового масштаба. Вместе с тем, на фоне других постчернобыльских задач информационное освещение этих усилий было второстепенным, что привело к слабому представлению о масштабах государственных действий как у большей части населения внутри страны, так и за ее пределами.
Демонстрацию усилий государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы БОРБИЦ осуществляет путем подготовки и проведения тематических информационных мероприятий и акций (пресс-туры журналистов в пострадавшие районы, интернет-акции, выставки, социальная реклама и др.), а также через новые информационные продукты (мобильная выставочная экспозиция «Возрождаем родную землю вместе», уже упомянутые журнал «Возрождаем родную землю», белорусский раздел сайта РБИЦ rbic.mchs.gov.by и др).
Масштабная и результативная деятельность государства по решению постчернобыльских проблем является предпосылкой для перехода к новой информационной и коммуникационной стратегии Беларуси на международном уровне – от страны, наиболее пострадавшей от Чернобыля, к стране-эксперту с уникальным опытом долговременного управления после ядерной катастрофы. В этой части издаются специальные выпуски журнала «Возрождаем родную землю» для зарубежной аудитории, проходит участие в информационных, научно-практических и др. мероприятиях за рубежом, международных проектах, выходят публикации в мировых научных и публицистических изданиях, в республике для иностранной молодежи в форме ознакомительных информационно-практических курсов организована «Школа Чернобыля». Например, Минский международный образовательный центр имени Й. Рау обратился в БОРБИЦ с просьбой принять в 2010 году европейскую молодежь из 16 стран для ознакомления с преодолением последствий чернобыльской катастрофы в Беларуси в рамках проекта EUSTORY (конкурс среди школьников по истории родного края, способствующий формированию общеевропейского взгляда на исторические события).
Основные направления информационной работы по чернобыльской тематике естественным образом меняются и адаптируются к текущей ситуации. На современном этапе акцент стал смещаться в сторону информационной политики, целью которой является преодоление социально-психологических последствий чернобыльской катастрофы для пострадавшего населения, изменение поведенческой модели и образа жизни населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, и, как следствие - снижение дозы облучения. Информационная составляющая приобретает новую роль в деле реабилитации и возрождения пострадавших территорий, поскольку для успеха в решении этой жизненно важной задачи требуется активизация местного человеческого ресурса пострадавших территорий, достичь которую можно только путем постепенного изменения жизненных установок и менталитета людей.
Приоритеты в информационной работе на этапе возрождения пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий Беларуси
- формирование практической радиологической культуры населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, а также общей радиоэкологической культуры населения республики. Необходимо для развития адекватного отношения людей к радиационному риску, связанному с проживанием в условиях долговременного радиоактивного загрязнения, (т.е. понимание и знание текущей ситуации, сохранение в разумных пределах бдительности в отношении радиационного фактора, без преувеличения опасности) и создания условий для управления возможными рисками;
- развитие социальной активности населения Республики Беларусь (прежде всего жителей пострадавших районов, включая молодежь) в отношении личного участия в процессе возрождения пострадавших территорий. Необходимо для появления местных проектов развития, разработанных и реализуемых самими жителями пострадавших территорий и наиболее соответствующих местным потребностям;
- формирование адекватного восприятия пострадавших территорий со стороны населения незагрязненных территорий Республики Беларусь и мирового сообщества. Необходимо для преодоления искаженного представления о текущей ситуации на пострадавших территориях, доведения информации о реальных условиях жизни, ходе работ по возрождению и развитию этих территорий, результатах реализации государственных программ, проектов, местных и региональных инициатив и др.
Информационная работа реализовывается в соответствии с задачами Госпрограммы и Программы совместной деятельности в рамках Союзного государства, с учетом совершенствования взаимодействия Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными организациями, общественными организациями, Белорусской Православной Церковью. Вся система информирования, построенная на взаимодействии органов государственного управления, облисполкомов, райисполкомов, сельских Советов, средств массовой информации (СМИ), организаций систем образования, здравоохранения и др. отрабатывается на основе Комплексной системы информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Назад