На сайт МЧС

Что сегодня происходит на пострадавших территориях – интервью начальника Госчернобыля Сергея Шпарло «Вечернему Минску»

1737

26 апреля 1986 года навсегда вошло в историю Беларуси как черный день календаря. Крупнейшая техногенная катастрофа века для многих тысяч белорусов поделила их жизнь на «до» и «после» Чернобыля. Что сегодня происходит на пострадавших территориях, «Вечёрка» спросила у Сергея ШПАРЛО, начальника Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Мало кто знает, что весной 1986-го на высшем государственном уровне обсуждалась эвакуация населения Минска… Сегодня мы все реже вспоминаем о тех событиях, а потому многие из молодых наших сограждан полагают, что проблемы, рожденные катастрофой, уже решены. Так ли это?

Разве что только отчасти. Решены самые острые. И сегодня загрязненными остаются 25,5 тыс. км2. По сути, это больше чем десятая часть страны. А населенные пункты, относящиеся к зонам радиоактивного загрязнения, есть во всех областях, кроме Витебской.

Насколько активно пострадавшие территории задействованы в экономике страны?

Благодаря защитным мерам в сельхозпроизводстве, эффективным научным технологиям и переспециализации хозяйств стало возможно производить продукцию, соответствующую допустимым республиканским уровням, т.е. чистую. Так, благодаря уникальным белорусским технологиям пострадавшие земли возвращают в сельскохозяйственный оборот. На них выращивают продукцию, соответствующую всем установленным показателям. Развивается и животноводство. Продукцию сельского хозяйства и деревопереработки экспортируется во многие страны.

Прилагаемые государством усилия дают свои плоды: пострадавшие от аварии на ЧАЭС регионы стали оживать. Строится жилье, появляются новые объекты социальной инфраструктуры.

Ну, а если наладить чистое производство на пострадавших землях было невозможно, то из хозяйственного оборота они исключались – такая участь постигла более 265 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Теперь это в основном территория Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.

Можно ли рассказать о направлениях деятельности данного заповедника, уникального не только для нашей страны но и для всего мира?

Сегодня Полесский государственный радиационно-экологический заповедник состоит из двух зон. Первая – зона экспериментально-хозяйственной деятельности, которая составляет 30 % общей площади. Вторая – полностью заповедная, потому как в нее входит территория с максимально высоким уровнем радиационного загрязнения.

В зоне экспериментально-хозяйственной деятельности проводится экспериментальная работа, в частности, по коневодству, пчеловодству, плодоводству, деревоопереработке.

В своем интервью Сергей Шпарло рассказал также о реализации государственных чернобыльских программ, проиллюстрировал это на примере нынешней шестой Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы.

Отмечено, что государством делается для людей очень многое. Население ежегодно проходит обязательную специализированную диспансеризацию, благодаря чему удается выявлять болезни на начальной стадии. Налажены санаторно-курортное лечение и оздоровление, предусмотрен целый комплекс дополнительных мер социальной защиты. Особая поддержка оказывается ликвидаторам, а их в этих регионах живет немало.

  На своих страницах «Вечёрка» также публикует интервью с заместителем председателя Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Национального собрания Беларуси Жанной Чернявской.

 

Подробнее об этом читайте в статье «Вечернего Минска» по ссылке.

Другие новости

 

Поступление в учебные заведения
Поступление в учебные заведения
Приглашаем на службу
Приглашаем на службу
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть